2. ПРАВОВАЯ ОСНОВА УЧАСТИЯ В СОВМЕСТНЫХ МЕЖДУНАРОДНЫХ ПРОЕКТАХ

Интеграционные процессы последних лет в экономике и в науке открыли широкие возможности для участия российских ученых и научных организаций в ряде программ международного сотрудничества. Эти же процессы вызвали изменения в российском законодательстве и принятие целого ряда нормативных актов. Проблемы, которые необходимо решать российским ученым и разработчикам, участвующим в совместных международных проектах, носят в основном не научный, а экономический и юридический характер.

2.1 СТАТУС ГРАНТОДАТЕЛЯ

Организации, поддерживающие международное научно-техническое сотрудничество и финансирующие эту деятельность на постоянной основе, можно разделить на следующие группы:
  • международные некоммерческие организации и учреждения;
  • международные и иностранные благотворительные организации (фонды);
  • иностранные некоммерческие учреждения.
Большинство программ этих организаций осуществляют поддержку совместных инновационных проектов на конкурсной основе, предоставляя гранты. Что же такое грант с точки зрения российского законодательства? Наиболее четко и полно понятие научного гранта определено в Федеральном Законе "О науке и государственной научно-технической политике": "Гранты - денежные и иные средства, передаваемые безвозмездно и безвозвратно гражданами и юридическими лицами, в том числе иностранными гражданами и иностранными юридическими лицами, а также международными организациями, получившими право на предоставление грантов на территории Российской Федерации в установленном Правительством Российской Федерации порядке, на проведение конкретных научных исследований на условиях, предусмотренных грантодателями".
Как видно из такого определения, международные организации для предоставления грантов должны быть соответствующим образом аккредитованы для такой деятельности (иметь соответствующие соглашения с Россией или пройти необходимую процедуру регистрации). В случае отсутствия такой аккредитации поддержка по проекту не является грантом и не получает полагающиеся по российскому законодательству преференции.
Перечень организаций, предоставляющих гранты для поддержки российской науки пополняется, обновляется и утверждается Министерством науки и технологий РФ (далее - Миннауки). Действующая редакция Перечня (в соответствии с Приказом ГКНТ России от 5 ноября 1996 г. N 56 с изменениями и дополнениями) содержит 20 международных некоммерческих организаций и учреждений, 28 международных и иностранных благотворительных организаций (фондов) и 83 иностранных некоммерческих учреждения (Приложение).
В российском законодательстве существует целый ряд специальных нормативных актов, определяющий статус и преференции для международных грантов. Наиболее детализированными являются нормативные документы, относящиеся к грантам Международной ассоциации по развитию сотрудничества с учеными Новых Независимых Государств бывшего Советского Союза (ИНТАС), программ Комиссии Европейского Союза (КЕС) и Межправительственной организации "Международный научный и технологический центр" (МНТЦ).

2.2 СТАТУС ГРАНТОПОЛУЧАТЕЛЯ

Грантополучателями в соответствии с российским законодательством могут быть лица, осуществляющие научную и научно-техническую деятельность. Это могут быть граждане (российские и иностранные), лица без гражданства и юридические лица независимо от организационно-правовой формы и формы собственности, а также общественные объединения научных работников, осуществляющие в качестве основной научную или научно-техническую деятельность, подготовку научных работников при условии, если научная или научно-техническая деятельность предусмотрена их учредительными документами.
По российскому законодательству научно-технической деятельностью является деятельность, направленная на получение и применение новых знаний, в том числе для решения технологических, инженерных, экономических, социальных, гуманитарных и иных проблем, обеспечения функционирования науки, техники и производства как единой системы.
Таким образом, любой гражданин или организация, осуществляющая хозяйственную деятельность в области науки и техники, могут участвовать в инновационных совместных проектах и получать финансовую и иную поддержку от грантодателя. Условия участия в совместных проектах и программах определяет грантодатель и, как правило, они содержат несколько типовых положений, выполнение которых впрямую касается российского законодательства:
  1. Условия получения гранта - конкурсная основа.
  2. Контракт гранта - контракт покрытия расходов, статьи которых строго регламентированы грантодателем.
  3. Таможенное регулирование - денежные и иные материальные ценности не должны облагаться таможенными пошлинами.
  4. Налогообложение - из полученных по гранту средств не должны оплачиваться налоги.
  5. Права на интеллектуальную собственность - принадлежат на разных условиях всем участникам совместного проекта. Переход прав регламентируется условиями контракта или типовыми положениями программы.
К сожалению, выполнение этих условий российскими участниками возможно не всегда.

2.3 СТАТУС ДОГОВОРА ГРАНТА

Гражданское законодательство не дает определения гранта и договора гранта. Наиболее близким по смыслу и сути является определенный в статье 582 части 2 ГК РФ вид обязательств - пожертвование. По смыслу этой статьи пожертвованием признается дарение вещи или права в общеполезных целях, которое может делаться гражданам, отдельным видам юридических лиц, а также государству. Целевой характер пожертвования для граждан должен быть, а для юридических лиц может быть обусловлен жертвователем использованием имущества по определенному назначению. Виды юридических лиц - получателей пожертвований - определены как учреждения (лечебные, учебные, научные, социальные и благотворительные и др.), а также фонды, общественные и религиозные организации. Это определение вносит существенные ограничения на круг российских участников договора гранта - юридических лиц, определяя их как некоммерческие, в том числе бюджетные организации.
Что же касается коммерческих организаций, то договорные отношения со своими партнерами по международным научно-техническим проектам они могут строить по-другому. Например, это может быть договор простого товарищества (договора консорциума предусматриваются некоторыми международными программами), тем более, что условия большинства международных программ предполагают лишь частичное финансирование работ из средств самой программы. Зачастую финансирование осуществляется через "западного" партнера. Это дает возможность российскому участнику заключить с партнером договор на проведение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ. При заключении таких договоров необходимо учитывать, что часть налоговых преференций предусмотренных для гранта, будет утеряна, и возмещать эти потери российский партнер будет за счет собственных средств.

2.4 ВАЛЮТНОЕ, ТАМОЖЕННОЕ И НАЛОГОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ДОГОВОРОВ ГРАНТА

В соответствии с действующим законодательством порядок проведения валютных операций юридическими лицами и гражданами устанавливает Центральный банк РФ (далее - ЦБ). Без разрешения ЦБ осуществляются следующие виды валютных операций (на основании "Положения об изменении порядка проведения в Российской Федерации некоторых видов валютных операций" от 24 апреля 1996 г. N 39):
  1. Для резидентов, являющихся некоммерческими организациями - "зачисление ... в безналичном порядке на ... валютные счета, открытые в уполномоченных банках, иностранной валюты, поступившей от нерезидентов в качестве добровольных и безвозмездных пожертвований".
  2. Для резидентов, являющихся коммерческими организациями - "зачисление на свой валютный счет, открытый в уполномоченном банке в Российской Федерации, сумм в оплату экспортируемых ими товаров (работ, услуг)...".
  3. Для обоих типов организаций - "зачисление резидентами - организаторами международных симпозиумов, конференций, а также других международных встреч, выставок, ярмарок, ... иных культурных мероприятий на свои валютные счета, открытые в уполномоченных банках, иностранной валюты, полученной от нерезидентов за участие нерезидентов в указанных мероприятиях...".
Другие валютные операции осуществляются на основании разрешений, выдаваемых Главным управлением валютного регулирования и валютного контроля ЦБ в каждом отдельном случае.
Таможенное законодательство предусматривает целый ряд преференций для российских участников международных инновационных проектов. В их числе - освобождение от уплаты таможенных платежей на научное и технологическое оборудование, научно-лабораторные инструменты, приборы, средства вычислительной техники, оргтехники, информатики, связи, материалы, научно - технические издания, системы и средства обучения, предназначенные для реализации научно - технических проектов (Приказ ГТК РФ от 28 января 1994 г. N 42). Упомянутые освобождения предоставляются в соответствии с межправительственными соглашениями или решениями образованной Указом Президента РСФСР от 16 декабря 1991 г. N 286 Комиссии по вопросам международной гуманитарной и технической помощи при Правительстве РФ. Оформление необходимых для получения льгот документов возложено на Миннауки.
Примером предоставления таких преференций может служить Указание ГТК РФ от 29 сентября 1995 г. N 01-12/1181, относящее финансовые средства, выделяемые ИНТАС в виде грантов и субсидий на выполнение научно - исследовательских работ и проведение научных мероприятий, а также товаров, приобретаемых российскими учеными и научными организациями за счет этих средств, к гуманитарной помощи.
Большинство программ международного научно-технического сотрудничества содержат определенные условия, касающиеся налогообложения. В обобщенном виде они выглядят так:
  1. Получатель гранта должен уплачивать налоги в соответствии с национальным налоговым законодательством.
  2. В рамках финансового отчета по расходованию гранта налоговые выплаты не признаются расходами и за счет гранта не возмещаются.
В этих условиях нет противоречия, поскольку, как указывалось выше, при покрытии затрат на налоговые выплаты можно использовать собственные средства. Кроме того, необходимо четко понимать схему налогообложения грантов вообще и, в каждом конкретном случае, в частности, чтобы использовать имеющиеся налоговые льготы.
Под термином "грант" для целей налогообложения понимаются "целевые средства, предоставляемые безвозмездно иностранными благотворительными организациями предприятиям, организациям и физическим лицам в денежной и/или натуральной форме на проведение научных или других исследований, опытно - конструкторских работ, обучение ... и другие цели с последующим отчетом об их использовании" (Письмо "О порядке налогообложения грантов, получаемых от иностранных благотворительных организаций" от 11 июня 1993 года ГНС РФ N ЮУ-4-06/88н и Минфина РФ N 04-06-01).
Как правило, по условиям большинства грантов допускается оплата начислений на фонд оплаты труда во внебюджетные фонды (пенсионные, медицинские, страховые) - социальные выплаты с заработной платы исполнителей.
В таблице 1 указаны нормативные акты по налогам, применяемые для различных типов грантополучателей.

Таблица 1

Вид налога

Грантополучатели

 

Граждане

Юридические лица

   

Некоммерческие организации

Прочие

   

бюджетные

не бюджетные

 

Налог на добавленную стоимость:

- денежные средства

не являются плательщиками

средства, предоставляемые безвозмездно иностранными организациями российским организациям (предприятиям) в виде гранта на осуществление целевых программ с последующим отчетом об их использовании, объектом налогообложения не являются
(Инструкция ГНС РФ "О порядке исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость" от 11 октября 1995 г. N 39)

- товары

не являются плательщиками

товары, ввозимые на территорию России в рамках безвозмездной технической помощи, оказываемой иностранными государствами в соответствии с межправительственными соглашениями, а также в соответствии с договорами с иностранными организациями и фирмами о проведении совместных научных работ от уплаты налога освобождаются
(Закон РФ "О налоге на добавленную стоимость"
от 6 декабря 1991 года N 1992-1)

Налог на прибыль

не являются плательщиками

гранты, получаемые от иностранных благотворительных организаций для осуществления целевых программ, относящихся к уставной деятельности не учитываются при налогообложении
(Инструкция ГНС РФ "О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на прибыль бюджетными организациями (учреждениями)" от 20 августа 1998 г. N 48)

средства, полученных в рамках безвозмездной помощи, оказываемой иностранными государствами в соответствии с межправительственными соглашениями и средства, полученные от иностранных организаций в порядке безвозмездной помощи российским образованию, науке и культуре в состав облагаемого дохода не включаются
(Закон РФ "О налоге на прибыль предприятий и организаций" от 27 декабря 1991 года N 2116-1)

Подоходный налог

гранты, предоставленные для поддержки науки и образования международными и иностранными благотворительными организациями, не включаются в совокупный годовой доход
(Закон РФ "О подоходном налоге с физических лиц" от 7 декабря 1991 года N 1998-1)

гранты, полученные предприятиями, организациями (в том числе бюджетными) и использованные на материальное поощрение (в денежной или натуральной форме) своих сотрудников, подлежат обложению подоходным налогом в части выплаченных сумм
(Письмо ГНС РФ N ЮУ-4-06/88н и Минфина РФ N 04-06-01 "О порядке налогообложения грантов, получаемых от иностранных благотворительных организаций" от 11 июня 1993 года)


2.5 ПРАВА НА ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНУЮ СОБСТВЕННОСТЬ

Существенным отличием договора гранта от договора на выполнение НИОКР или договора простого товарищества является отсутствие у грантодателя прав на произведенную грантополучателем собственность. Одновременно, права на полученную при выполнении гранта собственность могут быть различны у партнеров по совместному проекту. Это зачастую обусловлено статусом участника проекта или степенью финансового участия партнеров при покрытии части затрат по проекту из средств гранта. Наиболее просто это можно показать на примере грантов КЕС.
Типовые гранты КЕС на проведение исследовательских и технологических работ подразумевают деление участников на три группы по статусу: контракторы, ассоциированные контракторы и субконтракторы. Эти категории участников имеют различные права по отношению к интеллектуальной собственности, полученной в рамках проекта.
Типовые условия передачи прав собственности между контрактором и ассоциированным контрактором отражены в положениях Приложения II Типового контракта КЕС по возмещению расходов и приведены ниже:
Статья 1 - Определения
(16) "Контрактор" означает лицо, подписавшее контракт с КЕС.
(4) "Ассоциированный Контрактор" означает третье лицо, осуществляющее технический или финансовый вклад в часть работ по проекту по согласованию с Контрактором.
(29) "Субконтрактор" означает третье лицо (не Ассоциированный Контрактор), которое заключило Субконтракт с Контрактором.
(1) "Права Доступа" означает неисключительные лицензии и права пользования на Получаемые или Предшествующие Результаты.
При предоставлении Прав Доступа условия для разных получателей могут различаться, если иное не оговорено:
"свободно от роялти" означает бесплатно;
"благоприятные условия" означают условия, предпочтительные по сравнению с коммерческими условиями (условиями рынка).
(18) "Получаемый Результат" означает Получаемую Информацию и Получаемые Права.
(19) "Получаемая Информация" означает всю информацию, созданную любым Контрактором или третьей стороной, работающей при выполнении Проекта.
(20) "Получаемые Права" означает патенты, промышленные образцы, авторские права (включая авторские права на программное обеспечение в любом коде) и другие сходные законные права, также как и заявки на любые такие права, получаемые в результате выполнения настоящего Проекта.
(17) "использование" включает коммерциализацию.
(9) "Предшествующие Права" означает патентные заявки,
патенты, промышленные образцы, авторские права, (включая авторские права на программы в лю6ом коде) и другие сходные законные права так же, как заявки на любые такие права, которыми владеет или контролирует Контрактор в тех же или связанных с ней областях, что и Проект.
Часть В. Реклама, Использование и Передача Технологии
Статья 9 - Собственность и патенты
9.1 Получаемый результат принадлежит тому Контрактору и Ассоциированному Контрактору, который его создал.
Статья 13 - Права Доступа к НИР
13.1 Права Доступа на Полученный Результат, необходимые для выполнения ра6от по НИР согласно контракту, должны предоставляться:
(а) на свободных от роялти условиях другим Контракторам по тому же контракту и Ассоциируемым Контракторам для работы по проекту.
13.3 Права Доступа на Предшествующий Результат, необходимые для выполнения собственных работ по НИР согласно контракту, должны предоставляться:
(b) в соответствии с деловыми интересами на благоприятных условиях для работы по Проекту Ассоциированному Контрактору, работающему в Проекте с согласия соответствующего Контрактора, предоставляющего Права;
Статья 14 - Права Доступа для Использования
14.2 Права Доступа на Полученные Результаты, необходимые для исполнения собственных работ по НИР по контракту, должны предоставляться:
(а) на благоприятных условиях для своей работы по Проекту Ассоциированному Контрактору с согласия соответствующего Контрактора, предоставляющего Права.
Как видно из приведенного выше текста контракта, ассоциированный контрактор имеет меньше прав чем контрактор, так как при получении прав от контрактора, он должен нести определенные расходы. По условиям КЕС 1995 года, российские участники могли быть только ассоциированными контракторами. В ходе переговоров между КЕС и Миннауки были введены Специальные условия (от 12.09.96 г.) для российских участников научно-технических программ КЕС, которые разрешили выступать российским партнерам в качестве контракторов и приравняли российских ассоциированных контракторов в правах к контракторам.
Решение вопросов, касающихся прав на интеллектуальную собственность, является основным и приоритетным для участников совместных международных проектов. Несомненно, что развитие науки и экономики в целом напрямую связано с коммерциализацией технологий, а гранты по совместным исследованиям являются лишь средством, обеспечивающим наиболее дешевый и простой путь научным организациям и ученым для достижения этой цели.

Приложение

ПЕРЕЧЕНЬ ОРГАНИЗАЦИЙ, ПРЕДОСТАВЛЯЮЩИХ ГРАНТЫ (БЕЗВОЗМЕЗДНУЮ ПОМОЩЬ) ДЛЯ ПОДДЕРЖКИ РОССИЙСКОЙ НАУКИ
1. Международные некоммерческие организации и учреждения:
1.1. Организации и учреждения ООН.
1.2. Комиссия Европейских Сообществ (КЕС).
1.3. Международная ассоциация содействия сотрудничеству с учеными из Независимых Государств бывшего Советского Союза (ИНТАС).
1.4. Международное агентство по атомной энергии (МАГАТЭ).
1.5. Европейская организация по ядерным исследованиям (ЦЕРН).
1.6. Международный центр по теоретической физике в г. Триесте, Италия (МЦТФ).
1.7. Международный центр дифракционных данных.
1.8. Академия наук стран третьего мира.
1.9. Международная федерация институтов по перспективным исследованиям.
1.10. Союз международных организаций (СМО).
1.11. Международный совет по философии и гуманитарным исследованиям.
1.12. Европейское физическое общество (ЕФО).
1.13. Международный совет научных союзов (МЕНС).
1.14. Международный институт прикладного системного анализа.
1.15. Тихоокеанская научная ассоциация.
1.16. Совет европейских академий.
1.17. Всемирная академия наук и искусств (ВАНИ).
1.18. Европейская академия наук и искусств (ЕАНИ).
1.19. Европейский центр астрономических исследований в Южном полушарии.
1.20. Международный совет социальных наук (МССН).

2. Международные и иностранные благотворительные организации (фонды):
2.1. Фонд Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров (США).
2.2. Фонд Карнеги за международный мир (США).
2.3. Американский фонд гражданских исследований и разработок для Независимых Государств бывшего Советского Союза (ФГИР), (США).
2.4. Фонд Фулбрайта (США).
2.5. Фонд Форда (США).
2.6. Международный научный фонд (МНФ) (США).
2.7. Фонд Евразии (США).
2.8. Фонд братьев Рокфеллеров (США).
2.9. Фонд Рокфеллера (США).
2.10. Фонд Александра фон Гумбольдта (Германия).
2.11. Фонд Фольксвагена (Германия).
2.12. Фонд "ЦЕЗАР" (Германия).
2.13. Всемирный фонд Дикой Природы (Швейцария).
2.14. Швейцарский национальный научный фонд (Швейцария).
2.15. Международный фонд защиты животных (Великобритания).
2.16. Общество за глобальную социальную и экономическую интеграцию (Великобритания).
2.17. Фонд П. Капицы (Великобритания).
2.18. Фонд Фиссена (Франция).
2.19. Фонд Мержье - Бурдье (Франция).
2.20. Фонд Шарля - Леопольда Майера (Франция).
2.21. Фонд Леона Велюза (Франция).
2.22. Корейский фонд науки и техники (Республика Корея).
2.23. Фонд (премия) короля Бодуэна (Бельгия).
2.24. Фонд поддержки молодых ученых (Нидерланды).
2.25. Фонд Карипло для научных исследований (Италия).
2.26. Международный фонд в целях науки (МФН).
2.27. Европейский научный фонд (ЕНФ).
2.28. Национальный гуманитарный фонд (США).

3. Иностранные некоммерческие учреждения:
3.1. Госдепартамент США (в части Программы "Глобальные климатические изменения").
3.2. Национальный научный фонд (ННФ), США.
3.3. Геологическая служба США (в части Программ "Сейсмология" и "Недра").
3.4. Департамент по охране окружающей среды (ЕПА), США (в части Программы "Охрана окружающей среды").
3.5. Национальное агентство по исследованию океана и атмосферы (НОАА), США (в части Программ "Глобальные климатические изменения" и "Охрана окружающей среды").
3.6. Национальное агентство космических исследований (НАСА), США (в части Программы "Фундаментальные космические исследования").
3.7. Американское информационное агентство США.
3.8. Национальная академия наук США.
3.9. Национальные институты здоровья (США).
3.10. Американская Ассоциация по продвижению науки (США).
3.11. Американский Совет по международным исследованиям и научным обменам (АЙРЕКС) (США).
3.12. Американский совет преподавателей русского языка и литературы (АСПРЯЛ) (США).
3.13. Университет штата Аризона (США).
3.14. Калифорнийский Университет (США).
3.15. Университет Дюка (США).
3.16. Национальный институт стандартов и технологий (США).
3.17. Ливерморская национальная лаборатория им. Лоуренса (США).
3.18. Национальная лаборатория Сандия (США).
3.19. Биотехнологический исследовательский парк Вирджинии (США).
3.20. Университет Джона Гопкинса (США).
3.21. Институт "Открытое Общество. Фонд Содействия" (Лихтенштейн).
3.22. Федеральное министерство образования, науки, исследований и технологии ФРГ.
3.23. Германское космическое агентство (в части Программы "Фундаментальные космические исследования") (Германия).
3.24. Объединение германских исследовательских центров Германа фон Гельмгольца (Германия).
3.25. Институт планетологии (Германия).
3.26. Институт полярных и морских исследований Альфреда Вегенера (Германия).
3.27. Технический университет (г. Берлин, Германия).
3.28. Университет Кайзерслаутерна (Германия).
3.29. Институт лучевой аппаратуры Штутгартского университета (Германия).
3.30. Университет г. Вюрцбурга (Германия).
3.31. Общество Макса Планка (Германия).
3.32. Институт прикладной физики университета г. Гиссен (Германия).
3.33. Университет им. Фридриха Шиллера (г. Йена, Германия).
3.34. Физико - технический институт метрологической службы ФРГ.
3.35. Институт тонких пленок и йонной технологии Центра ядерных исследований (г. Юлих, Германия).
3.36. Университет г. Кельна (Германия).
3.37. Медицинский центр г. Марбурга (Германия).
3.38. Германская организация аэрокосмических исследований (Германия).
3.39. Общество Фраунгофера по содействию прикладным исследованиям (Германия).
3.40. Ассоциация промышленных научно - исследовательских объединений О. фон Герике (Германия).
3.41. Германское научно - исследовательское общество (Германия).
3.42. Германская служба академических обменов (Германия).
3.43. Исследовательский институт философии (г. Ганновер, Германия).
3.44. Федеральный инспекторат по ядерной безопасности Швейцарии (в части Программы "Ядерная безопасность").
3.45. Министерство иностранных дел Швейцарии (в части Программы "Ядерная безопасность").
3.46. Лондонское королевское общество (Великобритания).
3.47. Британская академия (Великобритания).
3.48. Академия наук (Франция).
3.49. Дом наук о человеке (Франция).
3.50. Национальный центр научных исследований (Франция).
3.51. Австрийская академия наук (Австрия).
3.52. Атомный институт Австрийского университета (Австрия).
3.53. Нидерландская королевская академия наук (Нидерланды).
3.54. Амстердамский университет (Нидерланды).
3.55. Технический университет в Твенте (Нидерланды).
3.56. Нидерландская организация по научным исследованиям (Нидерланды).
3.57. Институт физики плазмы ФОМ - Ассоциации Евроатома (Нидерланды).
3.58. Шведская королевская академия наук (Швеция).
3.59. Шведская королевская академия инженерных наук (Швеция).
3.60. Шведское агентство международного развития (Швеция).
3.61. Датская королевская академия наук (Дания).
3.62. Датская академия технических наук (Дания).
3.63. Бельгийская королевская академия наук, словесности и искусств (Бельгия).
3.64. Институт космической аэрономии Бельгии (ИКАБ).
3.65. Испанская королевская академия (Испания).
3.66. Высший совет научных исследований Испании.
3.67. Национальная итальянская академия наук (Италия).
3.68. Национальная академия деи Линчей (Италия).
3.69. Институт акустики Италии.
3.70. Министерство науки и техники Индии.
3.71. Индийская национальная академия (Индия).
3.72. Канадское королевское общество (Канада).
3.73. Институт ресурсного законодательства университета г. Калгари (Канада).
3.74. Управление по науке и технике при Правительстве Японии.
3.75. Организация научно - технических исследований Турции (ТЮБИТАК).
3.76. Афинская академия (Греция).
3.77. Ирландская академия (Ирландия).
3.78. Норвежская академия технических наук (Норвегия).
3.79. Академия наук в Лиссабоне (Португалия).
3.80. Финская академия наук (Финляндия).
3.81. Государственный фонд естественных наук Китая (КНР).
3.82. Корейский исследовательский институт атомной энергии (Республика Корея).
3.83. Нью - Йоркский институт здравоохранения (США).